Как отстоять право на вычет перед налоговой

Как отстоять право на вычет перед налоговой

Или как предотвратить доначисления налогов, пеней, штрафов и доказать необоснованность обвинений в работе с недобросовестными контрагентами?

Отвечает на этот актуальный вопрос Светлана Шабашева, аттестованный, практикующий главный бухгалтер и налоговый консультант.

Каждый предприниматель приобретает товары, материалы, заказывает выполнение услуг и работ. И он должен знать, с кем работает. Формировать досье и проверять контрагентов необходимо для того, чтобы избежать претензий налоговиков: отказов в вычетах по НДС и снятия расходов.

Штраф непосредственно за факт заключения договора с недобросовестным контрагентом отсутствует. Но при доначислении налогов и несвоевременной их оплате, компании и ИП попадают под штраф от 20 % до 40 % от неуплаченной суммы налога. Более того, участие в судебных разбирательствах с налоговой инспекцией снижает деловую репутацию налогоплательщика.

Статья 54.1 НК РФ (действует с 2017 г.) направлена на борьбу с фиктивными сделками, в том числе путем выявления недобросовестных контрагентов – вот почему крайне важно быть готовыми подтвердить реальность сделок и добросовестность контрагентов в ответ на запросы инспекторов.

Формируем досье

Как проверить поставщика, чтобы снизить риск претензий налоговиков?

Вот несколько практических советов:

  • проверяйте массовость адреса контрагента на сайте nalog.ru , запрашивайте копии договоров аренды помещений;
  • запрашивайте выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по поставщику, проверяйте соответствие кодов ОКВЭД фактической деятельности;
  • сохраняйте скрины сайта контрагента;
  • запрашивайте сведения об актуальной численности сотрудников компании-подрядчика, поставщика, о наличии ресурсов, необходимых для исполнения договора. Закрепляйте в договорах обязанность согласовывать субподрядчиков, соисполнителей, запрашивайте сведения о них;
  • анализируйте бухгалтерскую отчетность контрагента;
  • в досье по контрагенту сохраняйте рекламные каталоги, записи переговоров, фото складов, деловую переписку;
  • получайте копии разрешений, лицензий необходимых для деятельности поставщика, подрядчика;
  • оценивайте первичные документы: мог ли поставщик/подрядчик с учетом местонахождения имущества, объема ресурсов и времени исполнить сделку;
  • проверяйте с помощью сервисов на сайте nalog.ru , сколько налогов и взносов контрагент перечислил в бюджет.

Этот список «открытый» и его можно дополнять, исходя из специфики каждого конкретного вида деятельности.

Вас может заинтересовать наш материал «Декларация — моя, а цифры — чужие».

Работаем в рамках закона

Ну а чтобы всегда быть готовыми к запросам налоговиков в рамках ст. 54.1 НК РФ важно соблюдать основные принципы:

  • Следует убедиться в применимости нормы: действие ст. 54.1 НК РФ не распространяется на договоры, заключенные до 19 августа 2017 г. при получении требования, письма или уведомления от налоговиков.
  • Будьте готовы подтвердить надежность контрагента путем проверки перед заключением договора и предоставлением сведений, собранных в досье.
  • Закрепляйте деловую цель сделки документально: в приказе о скидках, экономических расчетах, служебных записках, подтверждающих целесообразность сделки, в маркетинговой политике, деловой переписке и т. п.
  • Собирайте дополнительные доказательства, что сделку исполнил именно тот контрагент, который указан в договоре или привлеченные им компании . Это могут быть видео- и фотоотчеты, сертификаты и лицензии, протоколы переговоров.

В случае если у поставщика или подрядчика не было необходимых трудовых и технических ресурсов для исполнения сделки, то инспекторы не примут расходы и вычеты.

А вот если у сделки есть деловая цель и исполнил её сам контрагент или другое лицо вместо него по договору или по закону, налоговики признают сделку реальной.

Крайне важно доказывать, что фактически те или иные товары, работы, услуги были приобретены. Например, для подтверждения перепродажи товаров сохраняйте сведения о переписке с контрагентами, об их перевозке. Безопаснее сохранять заявки на перевозку товаров/материалов, которые менеджеры отправляют контрагенту, а также отслеживать, чтобы в транспортных накладных были все существенные данные о транспортировке товаров, материалов.

Рискованно накапливать задолженность и применять длительную отсрочку платежей поставщикам, подрядчикам – это признаки фиктивности сделок, по мнению налоговиков.

Реальность сделок с контрагентом подтвердит отчет, составленный менеджером, в котором изложено: как и по каким критериям выбрали конкретного поставщика, подрядчика. В качестве подтверждения реальности принятых услуг требуйте от менеджеров подробные отчеты и акты с указанием, какие услуги оказаны, в каком периоде, приведены расчеты стоимости.

  • Вовремя устраняйте противоречия в документах. Ошибки и нестыковки (в том числе по времени), обобщенные формулировки – всё это также может привести к доначислению налогов. Объемы работ, указанные в актах с субподрядчиком, должны соответствовать объемам, принимаемым заказчиком, а также условиям договоров.
  • Оспаривайте претензии налоговиков. Даже если инспекторы отказывают в вычетах и снимают расходы на тех основаниях, что контрагент нарушает НК РФ, а документы от имени ООО или ИП подписывают неуполномоченные лица – оспаривайте такие факты, поскольку прямой запрет такого рода действий со стороны проверяющих закреплен, как раз-таки, в п. 3 ст. 54.1 НК РФ.

Подавайте возражения на акт налоговой проверки, подтверждайте документально свои аргументы, обращайтесь с жалобой в региональное управление ФНС, а далее в суд. Всегда будьте готовы отстаивать интересы бизнеса: предупрежден — значит вооружен!

Статья написана командой sovcom.pro. Открыть расчетный счет в Совкомбанке по самому выгодному тарифу можно по этой ссылке !

По материалам

Admin