Новые требования к электронной подписи

Новые требования к электронной подписи

Поправки об облачной электронной подписи (ЭП) были внесены в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Часть поправок уже вступила в силу, часть начнет действовать с июля текущего года или же с 2022 года. Как эти новшества скажутся на деятельности предпринимателя?

Поправки с 1 января 2021 года

Облачная электронная подпись (ОЭП) — не новшество. Она уже во всю применялась и до этого года. Однако в законе не были прописаны нормы ее использования. Теперь эти нормы есть, то есть практика применения ОЭП сегодня регулируется законом.

Обратите внимание, в обычной электронной подписи ключ хранится на флешке, на USB-токене или на компьютере, то есть для подписания требуется полноценное рабочее место. При использовании облачной электронной подписи таких ограничений нет, так как ключ хранится в удостоверяющем центре (облаке).

В настоящий момент действуют следующие нормы относительно ОЭП:

  • удостоверяющие центры для работы с ОЭП должны иметь страховку в размере не менее 200 млн рублей;
  • удостоверяющий центр сообщает владельцу ОЭП о каждом случае использования его подписи;
  • владелец подписи может потребовать от удостоверяющего центра историю использования своей подписи (в настоящий момент прорабатываются сведения, которые будут в этой истории);

Кроме этого, закон вводит понятие о доверенной третьей стороне (ДТС). По сути, у нас появляется цифровой нотариус, который будет проверять и удостоверять законность электронной подписи.

Для такой работы необходима аккредитация. Выдает ее Минцифры РФ.

Кроме проверки подписи, ДТС уполномочена создавать «метку доверенного времени», то есть отмечать дату и время, когда электронный документ был подписан электронной подписью. Такая метка — дополнительная гарантия законного подписания.

На данный момент обращаться к ДТС или нет —добровольный выбор каждого предпринимателя. Но ожидается, что участие ДТС будет обязательным в следующих сделках:

  • экспортные и импортные операции;
  • операции внутри РФ с повышенными требования к качеству оформления.

С полным перечнем полномочий ДТС можно ознакомиться в новых статьях закона «Об электронной подписи» — 18.1 и 18.2.

Поправки с июля 2021 года

С июля текущего года ужесточаются правила получения аккредитации удостоверяющими центрами (УЦ).

Для минимизации рисков и обеспечения ответственности УЦ повышены требования к уставному капиталу и к размеру страховки. Будет требоваться капитал до 1 млрд рублей и страховка от 100 до 200 млн рублей.

Если УЦ не соответствуют новым требованиям, то они имеют право выпускать ЭП лишь до июля 2021 года, а выданные ими квалификационные сертификаты буду действовать лишь этот год. После отмеченных дат такие УЦ работать не смогут, а их сертификаты перестанут действовать.

Советуем заранее выяснять, будет ли ваш УЦ получать аккредитацию по новым правилам. Если нет, то лучше его сменить.

Вас может заинтересовать наш материал «Как ИП совместить УСН и патент».

Поправки с января 2022 года

Справка. В настоящий момент ЭП получается руководителем или его уполномоченным лицом в коммерческом УЦ. ИП аналогично получает ЭП, но как физлицо.

С января 2022 года правила меняются. ИП или руководитель организации будет получать единственный сертификат, то есть подписывать такой подписью электронные документы он сможет лишь сам. Доверенных лиц, имеющих прав подписывать их ЭП, не будет! Выдавать же эти сертификаты будет ФНС или ее доверенные УЦ.

Сотрудники и другие лица, уполномоченные подписывать документы, должны будут получить отдельную ЭП на свое имя. Получать придется там же — в ФНС или ее УЦ. Кроме того, если документы подписывает сотрудник, то необходимо прикладывать каждый раз электронную машиночитаемую доверенность, подписанную подписью руководителя или ИП (подпись для этого документа должна быть квалифицированная).

Ожидается, что такие сертификаты будут выдаваться ФНС до наступления 2022 года.

Статья написана командой sovcom.pro. Открыть расчетный счет в Совкомбанке по самому выгодному тарифу можно по этой ссылке!

По материалам

Admin