Спрос на онлайн-покупки лекарств вернулся к «до карантинному» уровню
Напомним, что в России на фоне нестандартной экономической ситуации из-за коронавируса с середины апреля по 30 сентября крупнейшие банки снизили для интернет-магазинов размер эквайринговой комиссии за прием оплаты картами. Под льготные условия попали продукты питания, товары повседневного спроса, одежда, лекарства и другие товары медицинского назначения.
В разгар пандемии россияне предпочли покупать лекарства и медицинские товары в интернет-магазинах, не покидая дома. Согласно статистике, обороты их онлайн-покупок в апреле, на который пришлось начало режима изоляции, относительно января выросли в несколько раз. В мае по сравнению с апрелем – на 4%, а далее, в летние месяцы, спрос постепенно стабилизировался. Примечательно, что пик подобных покупок пришелся на февраль, предшествующий введению режима ограничений по всей стране. В этот месяц россияне, на фоне обсуждений в обществе грядущего карантина, активно запасались лекарствами впрок.
При этом, к примеру, в сентябре 2020 года обороты онлайн-покупок лекарств и медицинских товаров выросли буквально в несколько раз относительно января 2020, однако по сравнению с «карантинным» апрелем – снизились на 34%. Относительно сентября прошлого года обороты также выросли в несколько раз.
Обороты онлайн-покупок в сегменте «ритейл», куда вошли продукты питания, одежда, товары повседневного спроса также заметно выросли в середине весны. Так, в апреле относительно января рост составил примерно 30%. После снятия ограничений в июне-июле обороты покупок продолжили рост более плавно. При этом, к сентябрю 2020 года обороты выросли на 60% относительно января текущего года, а по сравнению с апрелем 2020 сентябрьские обороты в сегменте «ритейл» выросли на 23%. Относительно сентября 2019 обороты в минувшем сентябре выросли более, чем в 2 раза.
Тем временем в офлайн-магазинах, картина спроса на аналогичные товары выглядела иным образом. После апрельского снижения посещаемости магазинов и аптек, к концу весны-началу лета, покупательская офлайн-активность начала возвращаться в привычное русло. Так, например, в апреле почти вдвое снизились обороты в сегменте «лекарства и товары медицинского назначения» относительно января 2020 года. Однако, уже в мае они выросли примерно на 30% по сравнению с апрелем, а к июню-июлю достигли показателей начала года.
К слову, в сентябре 2020 обороты покупок лекарств и медицинских товаров в офлайн-магазинах выросли на 17% относительно января и примерно в два раза по сравнению с апрелем. Относительно сентября прошлого года обороты в минувшем сентябре выросли на 10%.
В офлайн-магазинах обороты покупок в сегменте «ритейл» в апреле относительно января снизились на 55%. С мая же они начали рост и в августе-сентябре превысили показатели января примерно на 50%. В сентябре текущего года относительно «карантинного» апреля обороты выросли почти в два раза. К слову, относительно сентября прошлого года в сентябре 2020 обороты офлайн-покупок в сегменте «ритейл» выросли на 14%.
Методология: в рамках исследования Банк Русский Стандарт проанализировал обороты операций в сегментах «ритейл» и «лекарства и медицинские товары» в своей эквайринговой сети с января по сентябрь 2020 года, а также в сентябре 2019 года.