«Зальет нефтью»: России указали на неожиданного «врага»

«Зальет нефтью»: России указали на неожиданного «врага»

"Зальет нефтью": России указали на неожиданного "врага"

Нефтеперекачивающая станция «Актау»Дзен

МОСКВА, 3 дек — РИА Новости, Наталья Дембинская. Казахстан готов расширять добычу нефти и налаживать ее экспорт в обход России. Как утверждают западные СМИ, Астана станет «внутренним врагом» для ОПЕК+ и доставит проблем Москве, так как лишит доходов от транзитной инфраструктуры. О планах партнера по ЕАЭС — в материале РИА Новости.

«Заноза для ОПЕК+»

Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев сообщил о намерении нарастить прокачку нефти через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (Турция). Это позволит более чем на 80% сократить поставки через Россию.

В этом году, как уточнил Саткалиев, добыча — 88,4 миллиона тонн, с 2026-го ожидается более 100 миллионов. Соответственно, увеличится и экспорт.

И, как предупреждает Bloomberg, близок тот день, когда Астана превратится во «внутреннего врага» ОПЕК+.

«Каждые несколько лет картель сталкивается с одной проблемой: кто-то потратил много денег на новые нефтяные месторождения и жаждет превратить эти инвестиции в баррели. В нулевые таким был Алжир, в десятые — Ирак. Совсем недавно в этой роли выступили Объединенные Арабские Эмираты, и вот теперь — Казахстан», — говорится в публикации.

Казахстан всегда был «непростым партнером» для организации, добывал больше своей квоты, добавляют авторы. В следующем году, когда подготовят проект стоимостью 45 миллиардов долларов по расширению крупнейшего в стране месторождения Тенгиз, проблема усугубится.

Впрочем, отмечают наблюдатели, угроза картелю явно преувеличена. Во-первых, Астана — член ОПЕК+ и участвует в соглашениях по ограничению добычи. Кроме того, возможности страны не такие, чтобы делать погоду на мировом рынке (как крупные игроки).«

Они давно поставляют нефть, это учитывается при разработке стратегии ОПЕК+. Но показатели несопоставимы с крупнейшими экспортерами углеводородов, такими как Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Канада, ОАЭ, Кувейт, Иран, Нигерия, Ангола, Норвегия, указывает Хаджимурад Белхароев, доцент ИМЭБ экономического факультета РУДН.

В обход России

Другой вопрос — перераспределение маршрутов. Главные покупатели казахстанского топлива: Австрия, Италия, Испания, Франция, Швейцария, Нидерланды, Румыния, Греция и Индия. А основной канал для транспортировки — нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который идет из Атырауской области в Новороссийск. В этом году экспорт — 68,8 миллиона тонн, из них почти 90% — 55,4 миллиона — по КТК.

Остальное: трубопровод Атырау — Самара (8,6 миллиона тонн), по Каспийскому морю (3,6), в Китай (1,1). То есть у России ключевая роль.«

Планы по увеличению экспорта через Турцию (порт Джейхан) действительно могут резко сократить российский транзит. Однако эксперты сомневаются в том, что это Астане выгодно: действующий маршрут наиболее экономически целесообразный.

На это указывал и вице-премьер Казахстана Ерлан Аккенженов. Другим видам логистики «трудно конкурировать» с КТК, подчеркивал он.«

"Создание инфраструктуры в Джейхане потребует времени и инвестиций. Мощности КТК значительно превышают возможности турецкого маршрута", — говорит Ярослав Дубенков, эксперт экономического факультета РУДН.

Кроме того, в Астане изучают возможность увеличить пропускную способность трубопроводов, идущих с запада страны на восток, к границе с КНР, и вариант экспорта по железной дороге.

Все эти маршруты довольно затратные, существенно возрастет стоимость транспортировки, что обернется снижением прибыли производителей, уточняет Белхароев.«

"Если предположить, что Казахстан всю нефть направит в обход КТК, пострадают акционеры, предприятия, эксплуатирующие трубопровод, бюджет России недополучит налоговые отчисления. Однако в первую очередь упадет рентабельность нефтяников, так как КТК — функционирующая экспортная артерия, а новая логистика — это дополнительные расходы", — поясняет экономист.

Нормальная альтернатива

Маршрут через Турцию сделает казахстанскую нефть более доступной для Европы. Брюссель же, как известно, изо всех сил хочет избавиться от торговли с Россией.

Китай — крупнейший покупатель российской нефти. Астана — давний партнер КНР в энергетической сфере. Но Восточный нефтепровод, а также морские перевозки значительно превосходят возможности Казахстана. Тут Москва и Астана играют разные, дополняющие друг друга роли.

Потенциал увеличения добычи и уменьшения зависимости от российских трубопроводов у Казахстана безусловно есть. Однако Астана — не конкурент Москве на мировом энергетическом рынке. Кроме того, у первой пятерки мировых лидеров по добыче и экспорту нефти давно все налажено — поставки, контракты. С учетом прогнозов по потреблению углеводородов особого спроса на дополнительные объемы пока не просматривается.

Admin