Кассовые документы предпринимателя

Кассовые документы предпринимателя

Кассовые документы предпринимателя

Переход на онлайн-кассы уменьшил количество требуемых документов. Но давайте еще раз вспомним, в каких ситуациях какие кассовые документы необходимо оформлять.

Ситуация №1: ИП работает только с наличкой

Не все ИП обязаны иметь онлайн-кассы. Некоторые до сих пор могут не иметь ККТ и работать за наличный расчет.

Если вы освобождены от ККТ, то чек, естественно, покупателю выдать не можете. Но вы все равно обязаны выдать документ, подтверждающий расчет, в котором указаны все реквизиты, как и в чеке. Это может быть товарный чек или квитанция об оплате.

ИП имеет право не вести кассовую книгу и не оформлять приходные и расходные ордера. Однако в жизни такую роскошь позволяют себе лишь ИП-одиночки, то есть без сотрудников. Хотя и они где-то все равно фиксируют свой приход и расход, то есть, по сути, ведут кассовую книгу. Если же у вас есть сотрудники, то кассовые документы лучше вести с целью контроля над ними.

Документы, подтверждающие расчет, ИП отдает своим покупателям или заказчикам. Вопрос их хранения перед ним не встает. Но с целью все того же контроля своих сотрудников, многие предприниматели имеют копию таких документов (либо распечатывают в двух экземплярах, либо выписывают под копирку). Особых требований по хранению таких бумаг нет, чаще всего их просто подшивают за месяц или квартал.

Кассовые ордера и книги удобно хранить в электронном виде. Но это возможно, если у всех сотрудников есть электронные подписи. Если подписи не у всех, то документы придется распечатывать и хранить в таком виде.

Вас может заинтересовать наш материал «Карьера и знание иностранного языка в условиях пандемии».

Ситуация №2: ИП работает и с онлайн-ККТ, и с наличкой

Многие ИП принимают деньги за свой товар или услугу, как онлайн, так и налично. Наличную выручку обычно сдают в банк или используют для иных целей бизнеса. Например, расплачиваются с поставщиками или с работниками.

Такие ИП факт расчета с клиентом подтверждают кассовыми чеками.

При таком способе получения оплаты ИП, прежде всего, должен оформить ККТ:

  1. он пишет заявление на регистрацию ККТ и подает его в налоговую;
  2. через 10 дней после того, как ФНС присвоила ККТ регистрационный номер, формирует и сдает отчет о регистрации ККТ;
  3. после завершения регистрации получает карточку регистрации ККТ.

После оформления кассы и в процессе работы ИП оформляет следующие кассовые документы:

  • отчет об открытии смены;
  • чеки на приход и чеки на возврат, если клиент возвращает товар;
  • отчет о закрытии смены.

По необходимости, такие ИП могут еще оформлять отчеты о текущем состоянии расчетов. Обычно это делается по требованию налоговых инспекторов.

Если вы работаете с онлайн-кассами, то вы больше не должны вести следующие формы: КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8 и КМ-9. Остальные документы оформляете, как и ИП без ККТ.

Документы, совпадающие с теми, что ведут ИП без ККТ, хранят по тем же правилам. Чеки, кассовые ленты и отчеты о закрытии и открытии смен особых условий для хранения не требуют, так как все эти данные есть в фискальном накопителе. Но сам накопитель надо хранить в течение пяти лет после использования.

Ситуация №3: ИП работает только с ККТ

Если вы не работаете с наличкой, то при любых расчетах оформляете чек. При безналичном расчете чек оформляете в момент передачи товара или не позднее следующего дня после расчета.

ИП может не применять ККТ, если клиент оплатил ему товар или услугу через платежное поручение.

При ведении ККТ оформляются все нужные документы: отчеты об открытии и закрытии смены. Хранить надо, как и в предыдущем случае, фискальный накопитель. Срок хранения тот же.

Кассовую книгу, приходники и расходники такие ИП не ведут, так как не работают с наличкой.

Статья написана командой sovcom.pro. Открыть расчетный счет в Совкомбанке по самому выгодному тарифу можно по этой ссылке!

По материалам

Admin